План работы родительского университета

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

І ступень – “Мой ребенок – младший школьник”

для родителей учащихся І–ІV классов

 

Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов

Сроки

проведения

Форма

Проведения

Ответствен-

Ные

 

1 класс

 

 

 

1.1

Тема 1. Адаптация учащихся в 1-м классе.

Физиологическая, психологическая и социальная адаптация обучающихся к школе. Причины социально-психологической дезадаптации. Помощь ребёнку в адаптации к школе

сентябрь

лекция/

практикум/

вебинар

Веренич Е.Р.

1.2

Тема 2. Режим дня школьника.

Соблюдение санитарно-гигиенических норм. Организация режима дня школьника. Воспитание самостоятельности и организованности у первоклассника

ноябрь

беседа/

практикум/

мастер-

класс

Веренич Е.Р.

 

1.3

Тема 3. Значение семейных традиций в формировании и развитии ребёнка.

Ценности, традиции и обычаи семьи. Значение примера родителей в воспитании ребёнка. Значение семейных традиций в формировании у ребенка желания трудиться

январь

круглый стол/

дискуссия/

форум

Веренич Е.Р.

 

 

1.4

Тема 4. Положительные эмоции в жизни школьника.

Эмоции в нашей жизни. Значение эмоционально-чувственной сферы для формирования полноценной личности. Рекомендации родителям по развитию положительных эмоций ребёнка

апрель

семинар-

практикум

 

Веренич Е.Р.

 

4-класс

 

 

 

4.1

Тема 1. Возрастные психофизиологические особенности учащихся 4-го класса.

Познавательная рефлексия: способность осознать причины учебных неудач и успехов. Формирование произвольности познавательных процессов: внимания, памяти. Личностные особенности младших школьников

сентябрь

лекция/

вебинар

Толкачёва Т.П.

 

4.2

Тема 2. Как научить своего ребёнка жить людей.

Воспитание культуры поведения и уважения к людям у учащихся. Формирование правил поведения и хороших манер. Культура личности: культура внешности, общения, речи. Эффективное общение: основные составляющие

декабрь

круглый стол/

дискуссия

Толкачёва Т.П.

 

4.3

Тема 3. Ребёнок и компьютер. Компьютер дома: польза или вред? Компьютерные игры. Влияние компьютера на организма и личность ребёнка. Плюсы и минусы использования компьютера школьника. Как правильно организовывать работу школьника за компьютером. Сохранение здоровья ребенка при работе за компьютером

февраль

дисскусия/

семинар-

практикум

Толкачёва Т.П.

 

4.4

Тема 4. Книги в жизни школьника.

Отношение ребенка к учебной и художественной литературе. Как сохранить любовь к книге при информационной перегрузке в современном мире

май

круглый

стол

Толкачёва Т.П.

 

 

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КОНСУЛЬТАЦИЙ

для родителей учащихся І-ІV классов

 

Класс

Темы консультаций для родителей

Ответствен-ные

1

Психологические особенности младших школьников.

Развитие памяти и внимания младших школьников.

Мотивы учения младших школьников.

Отношение в семье как основа взаимопонимания.

Поощрение и наказание детей в семье.

Леворукий ребенок в школе

 

 

Веренич Е.Р.

4

Агрессивное поведение: как помочь ребенку? Как помочь ребенку правильно распределить своё время?

Неуспешный ученик: причины и способы решения проблем.

Влияние внутрисемейных отношений на эмоциональное состояние ребёнка.

Интеллектуальное развитие ребёнка. Значение памяти и внимания в интеллектуальном развитии детей.

Организация свободного времени детей в период летних каникул

 

 

 

Толкачёва Т.П.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

ІІ ступень «Мой ребенок – подросток»

для родителей учащихся V-ІХ классов

 

Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых  вопросов

Сроки

проведения

Форма

проведе-

ния

Ответствен-

Ные

 

5 класс

 

 

 

1.1

Тема 1. Адаптация ребенка в новом коллективе.

Формирование нового учебного коллектива 5 класса. Адаптация ребенка в новой среде. Трудности адаптации пятиклассников к школе

сентябрь

семинар-

практикум

Булыга Н.Н.

 

1.2

Тема 2. Ребенок среди сверстников.

Детский коллектив и его значение в развитии  личности школьника. Потребности ребенка в признании и самореализации. Проблемы лидерства. Развитие способности к сотрудничеству как предпосылка успешности в жизни. Как помочь ребенку в налаживании отношений со сверстниками

ноябрь

круглый

 стол

Булыга Н.Н.

 

1.3

Тема 3. Ваш ребенок вырос.

Особенности младшего подросткового возраста. Физическое, психическое и социальное развитие младших подростков. Обращение подростков со сверстниками и взрослыми. Трудности и риски младшего подросткового возраста

февраль

лекция

Булыга Н.Н.

 

1.4

Тема 4. Меры наказания и поощрения в современной семье.

Вопросы дисциплины в семье с младшими подростками. Почему не работают привычные методы воспитания. Как стать подростку другом без потери родительского авторитета

май

дискуссия

Булыга Н.Н.

 

 

6 класс

 

 

 

2.1

Тема 1. Семья как персональная микросреда жизни и развития ребенка. Нравственные и культурные ценности семьи.

Ребенок и удовлетворение его потребностей в семье. Психолого-педагогические факторы развития и воспитания ребенка в семье. Типы семейного воспитания и их характеристика. Гармоничное семейное воспитание, его основные характеристики. Проблемы нравственного воспитания детей в семье. Нравственные традиции и обычаи. Ценности семьи как основа воспитания ребенка

сентябрь

вебинар

Емельянович В.П.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2

Тема 2. Профилактика проблемного поведения подростков.

Отклоняющееся поведение подростков. Формы аддиктивного (зависимого) поведения подростков (курение, алкоголизм, наркомания и др.). Причины зависимого поведения. Профилактика зависимостей в подростковой среде. Роль родителей в предупреждении отклоняющегося поведения подростков

декабрь

семинар-

практикум

Емельянович В.П.

 

2.3

Тема 3. Безопасность подростков в сети Интернет.

Виртуальная реальность: возможности и опасности. Основные правила медиабезопасности для родителей и подростков. Профилактика интернет-рисков. Как уберечь ребенка от опасностей в социальных сетях

март

круглый

стол

Емельянович В.П.

2.4

Тема 4. Организация летнего отдыха подростков.

Оказание первой медицинской помощи. Рекомендации родителям по обеспечению безопасности детей во время летних каникул

май

семинар-

практикум

Емельянович В.П.

 

 

7 класс

 

 

 

3.1

Тема 1. Психологческие и физиологические особенности семиклассников.

Возрастные особенности 13-14-летних подростков. Специфика развития внимания, памяти, мышления. Половое созревание. Здоровье школьника и его успехи в учебе

сентябрь

лекция

Бокша О.Г.

 

3.2

Тема 2. Профилактика противонарушений подростков. Противоправное поведение несовершеннолетних. Факторы и причины правонарушений. Подростки “групы риска”

ноябрь

круглый

стол

Бокша О.Г.

3.3

Тема 3. Правила поведения с подростками: особенности переходного возраста.

Жизнь семьи с ребенком-подростком: борьба принципов или поиски компромиссов. Психологический климат в семье.

Родительский авторитет. Как его приобрести и как не потерять. Правила взаимодействия с подростком

февраль

дискуссия

Бокша О.Г.

 

3.4

Тема 4. Как повысить учебную мотивацию подростков.

Отношение подростков к обучению. Потеря интереса к учёбе у подростков – что делать и как избежать. Причины снижения учебной мотивации

апрель

круглый

стол

Бокша О.Г.

 

 

8 класс

 

 

 

4.1

Тема 1. Жизненные цели подростков.

Цели подросткового периода. Постановка целей и их достижение.

Успеваемость в школе как один из факторов успешного достижения целей

октябрь

вебинар

Денищиц И.М.

 

4.2

Тема 2. Как уберечь подростка от насилия.

Насилие и безопасность наших детей. Виды насилия. Анализ проблемных ситуаций. Профилактика основных рисков. Особенности  поведения (поведение “жертвы”)

декабрь

психологический

тренинг

Денищиц И.М.

 

 

4.3

Тема 3. Осторожно: суицид.

Суицид среди несовершеннолетних. Виды и причины. Мотивы суицидального поведения у подростков. Индикаторы суицидального риска. Профилактика суицидального поведения

март

семинар-

практикум

Денищиц И.М.

 

4.4

Тема 4. Культура поведения в конфликтных ситуациях.

Понятие  “конфликт”. Супружеские ссоры и конфликты. Развод как психотравмирующий фактор. Последствия развода для супругов и детей.

Семейные конфликты в диаде “родители-дети”, причины их возникновения. Стратегии поведения в конфликте, способы преодоления и профилактика детско-родительских конфликтов.

Школные конфликты. Культура поведения взрослых и детей при возникновении школьных конфликтов

май

круглый

стол

Денищиц И.М.

 

 

9 класс

 

 

 

5.1

Тема 1. Портрет современного подростка.

Индивидуальные особенности подростка и характерные возрастные черты. Ключевые переживания возраста. Личностные особенности и особенности общения. Возможные проблемы, внешние и внутренние конфликты, отношение к учёбе

сентябрь

семинар-

практикум

Шпаковская Г.А.

 

5.2

Тема 2. Агрессия, её причины и последствия.

Формы агрессивного поведения подростков. Причины агрессивности и ее влияние на взаимодействие подростка с окружающими людьми.

Возможные способы преодоления агрессивности в поведении подростка. Рекомендации для родителей по профилактике и коррекции агрессивного поведения подростка

ноябрь

вебинар

Шпаковская Г.А.

 

5.3

Тема 3. Формирование здорового образа жизни: вредные привычки и как им противостоять.

Подростковый возраст как фактор риска для возникновения вредных привычек и зависимостей. Формирование у подростков потребности в здоровом образе жизни, ответственности за своё здоровье. Профилактика вредных привычек

февраль

лекция

Шпаковская Г.А.

 

5.4

Тема 4. Профессиональная ориентация девятиклассников. Как помочь подростку выбрать профессию?

Профессиональные намерения и возможности учащихся. Влияние семьи на выбор профессии подростком. Как родители могут поддержать ребенка при выборе профессии? Знакомство родителей обучающихся с результатами диагностики склонностей, способностей и профессиональных интересов подростков

апрель

круглый

стол

Шпаковская Г.А.

 

 

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КОНСУЛЬТАЦИЙ

для родителей учащихся V-ІХ классов

Класс

Тематика консультаций для родителей

Ответствен-

ные

5

Мой ребёнок становится подростком. Психологические особенности младших подростков.

Ребёнок в коллективе сверстников.

Межличностное общение подростков.

Отношения в семье.

Компьютерные игры: польза или вред?

Вопросы дисциплины.

Ответственность родителей за воспитание детей

 

 

Булыга Н.Н.

 

6

Роль отца и матери в воспитании ребёнка.

Как научить учиться с удовольствием?

Школьные конфликты.

Трудности переходного возраста.

Как предупредить употребление подростками психоактивных веществ?

Мальчики и девочки: как строить взаимоотношения?

Трудовое воспитание в семье

 

 

Емельянович В.П.

7

Ваш любимый неидеальный ребёнок.

Подростковый возраст: проблемы полового созревания.

Трудности общения. Конфликты между подростками, основные причины конфликтов.

Любовь и дружба в подростковом возрасте.

Как помочь ребенку стать взрослым?

Подростки в социальных сетях: безопасное поведение.

Особенности взаимоотношений между братьями и сёстрами в семье.

Предотвращение отчужденности между родителями и детьми.

Как услышать ребёнка, пока он не стал «трудным»?

 

 

 

 

Бокша О.Г.

8

Как научиться понимать и принимать подростка?

О родительском авторитете.

Конфликты с подростком: как вести себя в конфликтных ситуациях?

Подросток в социальных сетях: что делать?

Как научить подростка быть ответственным за свои поступки?

Домашняя работа: удовольствие или наказание?

Отношения между мальчиками и девочками: проблемы полового воспитания.

Как сохранить репродуктивное здоровье подростка?

 

 

Денищиц И.М.

9

Формирование правосознания и ответственности подростка за свои поступки.

Самооценка поведения.

Как помочь подростку в выборе профессии?

Как научить детей распоряжаться деньгами?

Свободное время и его значение в формировании личности подростка.

Интернет-зависимость: пути преодоления.

Организация свободного времени детей в период летних каникул.

Ответственное родительство – залог благополучия семьи

 

 

 

 

Шпаковская Г.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

ІІІ ступень – “Мой ребенок – старшеклассник

для родителей учащихся ХІ класса

 

Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов

Сроки

проведе-

ния

Форма

Проведения

Ответствен-

ные

 

11 класс

 

 

 

1.1

Тема 1. Как помочь старшекласснику в профессиональном самоопределении?

Определение профессиональных склонностей и способностей старшеклассников. Факторы, влияющие на выбор профессии. Роль родителей в процессе выбора профессии и самоопределении старшеклассника. Приоритеты старшеклассников в выборе профессии. Профессиональные династии. Помощь старшеклассникам в выборе будущей профессии

октябрь

семинар-

практикум

Андрейчук О.В.

 

1.2

Тема 2. Как уберечь ребенка от зависимостей?

Зависимое поведение, его причины, факторы риска. Формирование зависимости. Виды угроз, представляющих опасность для жизни, физического, психического и нравственного здоровья и полноценного развития старшеклассника. Интернет-зависимость. Пути профилактики и преодоления: памятка для родителей

декабрь

беседа/

практикум

 

Андрейчук О.В.

 

1.3

Тема 3. Подготовка старшеклассников к будущей семейной жизни.

Воспитание старшеклассника как будущего семьянина. Формирование осознанного отношения к вступлению в брак и будущей семейной жизни. Формирование ценностного отношения к родительству, рождению и воспитанию детей.

Роль семейных взаимоотношений и традиций в подготовке старшеклассников к семейной жизни

март

Круглый

стол

Андрейчук О.В.

 

1.4

Тема 4. Как помочь ребёнку в период подготовки к экзаменам?

Профилактика экзаменационного стресса. Факторы, усиливающие и снижающие тревогу. Как помочь старшекласснику справиться с тревогой (мнемотехники, приёмы концентрации внимания и приёмы расслабления в стрессовой ситуации). Сотрудничество родителей и педагогов в период подготовки старшеклассников к экзаменам. Помощь  в подготовке к экзаменам: правила для родителей выпускников. Режим учебного труда и отдыха в экзаменационный период

май

мастер-

класс

Андрейчук О.В.

 

 

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КОНСУЛЬТАЦИЙ

для родителей учащихся Х-ХІ классов

 

Класс

Темы консультаций для родителей

Ответствен-ные

11

Трудности личностного роста и их влияние на обучение.

Научная организация учебного труда старшеклассников.

Роль театра, кино и телевидения в формировании эстетических идеалов у старшеклассников

 

Андрейчук О.В.