ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
І ступень – “Мой ребенок – младший школьник”
для родителей учащихся І–ІV классов
№ |
Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов |
Сроки проведения |
Форма Проведения |
Ответствен- Ные |
|
1 класс |
|
|
|
1.1 |
Тема 1. Адаптация учащихся в 1-м классе. Физиологическая, психологическая и социальная адаптация обучающихся к школе. Причины социально-психологической дезадаптации. Помощь ребёнку в адаптации к школе |
сентябрь |
лекция/ практикум/ вебинар |
Веренич Е.Р. |
1.2 |
Тема 2. Режим дня школьника. Соблюдение санитарно-гигиенических норм. Организация режима дня школьника. Воспитание самостоятельности и организованности у первоклассника |
ноябрь |
беседа/ практикум/ мастер- класс |
Веренич Е.Р.
|
1.3 |
Тема 3. Значение семейных традиций в формировании и развитии ребёнка. Ценности, традиции и обычаи семьи. Значение примера родителей в воспитании ребёнка. Значение семейных традиций в формировании у ребенка желания трудиться |
январь |
круглый стол/ дискуссия/ форум |
Веренич Е.Р.
|
1.4 |
Тема 4. Положительные эмоции в жизни школьника. Эмоции в нашей жизни. Значение эмоционально-чувственной сферы для формирования полноценной личности. Рекомендации родителям по развитию положительных эмоций ребёнка |
апрель |
семинар- практикум
|
Веренич Е.Р. |
|
4-класс |
|
|
|
4.1 |
Тема 1. Возрастные психофизиологические особенности учащихся 4-го класса. Познавательная рефлексия: способность осознать причины учебных неудач и успехов. Формирование произвольности познавательных процессов: внимания, памяти. Личностные особенности младших школьников |
сентябрь |
лекция/ вебинар |
Толкачёва Т.П.
|
4.2 |
Тема 2. Как научить своего ребёнка жить людей. Воспитание культуры поведения и уважения к людям у учащихся. Формирование правил поведения и хороших манер. Культура личности: культура внешности, общения, речи. Эффективное общение: основные составляющие |
декабрь |
круглый стол/ дискуссия |
Толкачёва Т.П.
|
4.3 |
Тема 3. Ребёнок и компьютер. Компьютер дома: польза или вред? Компьютерные игры. Влияние компьютера на организма и личность ребёнка. Плюсы и минусы использования компьютера школьника. Как правильно организовывать работу школьника за компьютером. Сохранение здоровья ребенка при работе за компьютером |
февраль |
дисскусия/ семинар- практикум |
Толкачёва Т.П.
|
4.4 |
Тема 4. Книги в жизни школьника. Отношение ребенка к учебной и художественной литературе. Как сохранить любовь к книге при информационной перегрузке в современном мире |
май |
круглый стол |
Толкачёва Т.П.
|
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КОНСУЛЬТАЦИЙ
для родителей учащихся І-ІV классов
Класс |
Темы консультаций для родителей |
Ответствен-ные |
1 |
Психологические особенности младших школьников. Развитие памяти и внимания младших школьников. Мотивы учения младших школьников. Отношение в семье как основа взаимопонимания. Поощрение и наказание детей в семье. Леворукий ребенок в школе |
Веренич Е.Р. |
4 |
Агрессивное поведение: как помочь ребенку? Как помочь ребенку правильно распределить своё время? Неуспешный ученик: причины и способы решения проблем. Влияние внутрисемейных отношений на эмоциональное состояние ребёнка. Интеллектуальное развитие ребёнка. Значение памяти и внимания в интеллектуальном развитии детей. Организация свободного времени детей в период летних каникул |
Толкачёва Т.П. |
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
ІІ ступень «Мой ребенок – подросток»
для родителей учащихся V-ІХ классов
№ |
Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов |
Сроки проведения |
Форма проведе- ния |
Ответствен- Ные |
|
5 класс |
|
|
|
1.1 |
Тема 1. Адаптация ребенка в новом коллективе. Формирование нового учебного коллектива 5 класса. Адаптация ребенка в новой среде. Трудности адаптации пятиклассников к школе |
сентябрь |
семинар- практикум |
Булыга Н.Н.
|
1.2 |
Тема 2. Ребенок среди сверстников. Детский коллектив и его значение в развитии личности школьника. Потребности ребенка в признании и самореализации. Проблемы лидерства. Развитие способности к сотрудничеству как предпосылка успешности в жизни. Как помочь ребенку в налаживании отношений со сверстниками |
ноябрь |
круглый стол |
Булыга Н.Н.
|
1.3 |
Тема 3. Ваш ребенок вырос. Особенности младшего подросткового возраста. Физическое, психическое и социальное развитие младших подростков. Обращение подростков со сверстниками и взрослыми. Трудности и риски младшего подросткового возраста |
февраль |
лекция |
Булыга Н.Н.
|
1.4 |
Тема 4. Меры наказания и поощрения в современной семье. Вопросы дисциплины в семье с младшими подростками. Почему не работают привычные методы воспитания. Как стать подростку другом без потери родительского авторитета |
май |
дискуссия |
Булыга Н.Н.
|
|
6 класс |
|
|
|
2.1 |
Тема 1. Семья как персональная микросреда жизни и развития ребенка. Нравственные и культурные ценности семьи. Ребенок и удовлетворение его потребностей в семье. Психолого-педагогические факторы развития и воспитания ребенка в семье. Типы семейного воспитания и их характеристика. Гармоничное семейное воспитание, его основные характеристики. Проблемы нравственного воспитания детей в семье. Нравственные традиции и обычаи. Ценности семьи как основа воспитания ребенка |
сентябрь |
вебинар |
Емельянович В.П.
|
2.2 |
Тема 2. Профилактика проблемного поведения подростков. Отклоняющееся поведение подростков. Формы аддиктивного (зависимого) поведения подростков (курение, алкоголизм, наркомания и др.). Причины зависимого поведения. Профилактика зависимостей в подростковой среде. Роль родителей в предупреждении отклоняющегося поведения подростков |
декабрь |
семинар- практикум |
Емельянович В.П.
|
2.3 |
Тема 3. Безопасность подростков в сети Интернет. Виртуальная реальность: возможности и опасности. Основные правила медиабезопасности для родителей и подростков. Профилактика интернет-рисков. Как уберечь ребенка от опасностей в социальных сетях |
март |
круглый стол |
Емельянович В.П. |
2.4 |
Тема 4. Организация летнего отдыха подростков. Оказание первой медицинской помощи. Рекомендации родителям по обеспечению безопасности детей во время летних каникул |
май |
семинар- практикум |
Емельянович В.П.
|
|
7 класс |
|
|
|
3.1 |
Тема 1. Психологческие и физиологические особенности семиклассников. Возрастные особенности 13-14-летних подростков. Специфика развития внимания, памяти, мышления. Половое созревание. Здоровье школьника и его успехи в учебе |
сентябрь |
лекция |
Бокша О.Г.
|
3.2 |
Тема 2. Профилактика противонарушений подростков. Противоправное поведение несовершеннолетних. Факторы и причины правонарушений. Подростки “групы риска” |
ноябрь |
круглый стол |
Бокша О.Г. |
3.3 |
Тема 3. Правила поведения с подростками: особенности переходного возраста. Жизнь семьи с ребенком-подростком: борьба принципов или поиски компромиссов. Психологический климат в семье. Родительский авторитет. Как его приобрести и как не потерять. Правила взаимодействия с подростком |
февраль |
дискуссия |
Бокша О.Г.
|
3.4 |
Тема 4. Как повысить учебную мотивацию подростков. Отношение подростков к обучению. Потеря интереса к учёбе у подростков – что делать и как избежать. Причины снижения учебной мотивации |
апрель |
круглый стол |
Бокша О.Г.
|
|
8 класс |
|
|
|
4.1 |
Тема 1. Жизненные цели подростков. Цели подросткового периода. Постановка целей и их достижение. Успеваемость в школе как один из факторов успешного достижения целей |
октябрь |
вебинар |
Денищиц И.М.
|
4.2 |
Тема 2. Как уберечь подростка от насилия. Насилие и безопасность наших детей. Виды насилия. Анализ проблемных ситуаций. Профилактика основных рисков. Особенности поведения (поведение “жертвы”) |
декабрь |
психологический тренинг |
Денищиц И.М.
|
4.3 |
Тема 3. Осторожно: суицид. Суицид среди несовершеннолетних. Виды и причины. Мотивы суицидального поведения у подростков. Индикаторы суицидального риска. Профилактика суицидального поведения |
март |
семинар- практикум |
Денищиц И.М.
|
4.4 |
Тема 4. Культура поведения в конфликтных ситуациях. Понятие “конфликт”. Супружеские ссоры и конфликты. Развод как психотравмирующий фактор. Последствия развода для супругов и детей. Семейные конфликты в диаде “родители-дети”, причины их возникновения. Стратегии поведения в конфликте, способы преодоления и профилактика детско-родительских конфликтов. Школные конфликты. Культура поведения взрослых и детей при возникновении школьных конфликтов |
май |
круглый стол |
Денищиц И.М.
|
|
9 класс |
|
|
|
5.1 |
Тема 1. Портрет современного подростка. Индивидуальные особенности подростка и характерные возрастные черты. Ключевые переживания возраста. Личностные особенности и особенности общения. Возможные проблемы, внешние и внутренние конфликты, отношение к учёбе |
сентябрь |
семинар- практикум |
Шпаковская Г.А.
|
5.2 |
Тема 2. Агрессия, её причины и последствия. Формы агрессивного поведения подростков. Причины агрессивности и ее влияние на взаимодействие подростка с окружающими людьми. Возможные способы преодоления агрессивности в поведении подростка. Рекомендации для родителей по профилактике и коррекции агрессивного поведения подростка |
ноябрь |
вебинар |
Шпаковская Г.А.
|
5.3 |
Тема 3. Формирование здорового образа жизни: вредные привычки и как им противостоять. Подростковый возраст как фактор риска для возникновения вредных привычек и зависимостей. Формирование у подростков потребности в здоровом образе жизни, ответственности за своё здоровье. Профилактика вредных привычек |
февраль |
лекция |
Шпаковская Г.А.
|
5.4 |
Тема 4. Профессиональная ориентация девятиклассников. Как помочь подростку выбрать профессию? Профессиональные намерения и возможности учащихся. Влияние семьи на выбор профессии подростком. Как родители могут поддержать ребенка при выборе профессии? Знакомство родителей обучающихся с результатами диагностики склонностей, способностей и профессиональных интересов подростков |
апрель |
круглый стол |
Шпаковская Г.А.
|
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КОНСУЛЬТАЦИЙ
для родителей учащихся V-ІХ классов
Класс |
Тематика консультаций для родителей |
Ответствен- ные |
5 |
Мой ребёнок становится подростком. Психологические особенности младших подростков. Ребёнок в коллективе сверстников. Межличностное общение подростков. Отношения в семье. Компьютерные игры: польза или вред? Вопросы дисциплины. Ответственность родителей за воспитание детей |
Булыга Н.Н.
|
6 |
Роль отца и матери в воспитании ребёнка. Как научить учиться с удовольствием? Школьные конфликты. Трудности переходного возраста. Как предупредить употребление подростками психоактивных веществ? Мальчики и девочки: как строить взаимоотношения? Трудовое воспитание в семье |
Емельянович В.П. |
7 |
Ваш любимый неидеальный ребёнок. Подростковый возраст: проблемы полового созревания. Трудности общения. Конфликты между подростками, основные причины конфликтов. Любовь и дружба в подростковом возрасте. Как помочь ребенку стать взрослым? Подростки в социальных сетях: безопасное поведение. Особенности взаимоотношений между братьями и сёстрами в семье. Предотвращение отчужденности между родителями и детьми. Как услышать ребёнка, пока он не стал «трудным»? |
Бокша О.Г. |
8 |
Как научиться понимать и принимать подростка? О родительском авторитете. Конфликты с подростком: как вести себя в конфликтных ситуациях? Подросток в социальных сетях: что делать? Как научить подростка быть ответственным за свои поступки? Домашняя работа: удовольствие или наказание? Отношения между мальчиками и девочками: проблемы полового воспитания. Как сохранить репродуктивное здоровье подростка? |
Денищиц И.М. |
9 |
Формирование правосознания и ответственности подростка за свои поступки. Самооценка поведения. Как помочь подростку в выборе профессии? Как научить детей распоряжаться деньгами? Свободное время и его значение в формировании личности подростка. Интернет-зависимость: пути преодоления. Организация свободного времени детей в период летних каникул. Ответственное родительство – залог благополучия семьи |
Шпаковская Г.А. |
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
ІІІ ступень – “Мой ребенок – старшеклассник”
для родителей учащихся ХІ класса
№ |
Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов |
Сроки проведе- ния |
Форма Проведения |
Ответствен- ные |
|
11 класс |
|
|
|
1.1 |
Тема 1. Как помочь старшекласснику в профессиональном самоопределении? Определение профессиональных склонностей и способностей старшеклассников. Факторы, влияющие на выбор профессии. Роль родителей в процессе выбора профессии и самоопределении старшеклассника. Приоритеты старшеклассников в выборе профессии. Профессиональные династии. Помощь старшеклассникам в выборе будущей профессии |
октябрь |
семинар- практикум |
Андрейчук О.В.
|
1.2 |
Тема 2. Как уберечь ребенка от зависимостей? Зависимое поведение, его причины, факторы риска. Формирование зависимости. Виды угроз, представляющих опасность для жизни, физического, психического и нравственного здоровья и полноценного развития старшеклассника. Интернет-зависимость. Пути профилактики и преодоления: памятка для родителей |
декабрь |
беседа/ практикум
|
Андрейчук О.В.
|
1.3 |
Тема 3. Подготовка старшеклассников к будущей семейной жизни. Воспитание старшеклассника как будущего семьянина. Формирование осознанного отношения к вступлению в брак и будущей семейной жизни. Формирование ценностного отношения к родительству, рождению и воспитанию детей. Роль семейных взаимоотношений и традиций в подготовке старшеклассников к семейной жизни |
март |
Круглый стол |
Андрейчук О.В.
|
1.4 |
Тема 4. Как помочь ребёнку в период подготовки к экзаменам? Профилактика экзаменационного стресса. Факторы, усиливающие и снижающие тревогу. Как помочь старшекласснику справиться с тревогой (мнемотехники, приёмы концентрации внимания и приёмы расслабления в стрессовой ситуации). Сотрудничество родителей и педагогов в период подготовки старшеклассников к экзаменам. Помощь в подготовке к экзаменам: правила для родителей выпускников. Режим учебного труда и отдыха в экзаменационный период |
май |
мастер- класс |
Андрейчук О.В.
|
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КОНСУЛЬТАЦИЙ
для родителей учащихся Х-ХІ классов
Класс |
Темы консультаций для родителей |
Ответствен-ные |
11 |
Трудности личностного роста и их влияние на обучение. Научная организация учебного труда старшеклассников. Роль театра, кино и телевидения в формировании эстетических идеалов у старшеклассников |
Андрейчук О.В. |