Основные опасности, с которыми может столкнуться ребенок в социальных сетях:
- Дети могут получить доступ к неподходящей их возрасту информации. К ней относятся: порнография, дезинформация, пропаганда ненависти, насилия, жестокости, экстремизма. Существуют сайты, предлагающие инструкцию по изготовлению взрывчатых веществ, продающие оружие, алкоголь, отравляющие вещества, наркотики.
- На сайтах ребенок может пострадать от кибербуллинга - сетевой травли с оскорблениями и угрозами. Это могут быть сетевые хулиганы или знакомые, которые специально провоцируют конфликт. (Попросите ребенка игнорировать сообщения от них и оставить оскорбительные письма в качестве доказательства, если нужно будет наказать адресантов).
- Дети могут выдать важную и личную информацию, заполняя анкеты и принимая участие в онлайн-конкурсах и стать жертвой безответственных торговцев, интернет-преступников. Информация, размещенная детьми в социальных сетях, может быть найдена и использована кем угодно.
- Дети нередко добавляют в друзья подозрительных незнакомцев. Это могут быть как безобидные фейковые (ненастоящие) странички одноклассников, так и аккаунты людей с недобрыми намерениями, например, с целью виртуального совращения детей. Дети могут стать жертвой киберманьяков, похитителей, педофилов, ищущих личной встречи с ребёнком. (Расскажите ребенку, что встречаться с сетевыми «френдами» в реальной жизни недопустимо, что часто это не те люди, за которых себя выдают. О подобных приглашениях лучше сразу сообщать родителям).
- В настоящее время в Интернете действуют сообщества, направленные на распространение среди детей суицидальных идей. Группа неизвестных, действующих через суицидальные группы принуждают детей к сведению счетов с жизнью. В связи с опасными играми в сети Интернет родителям подростков стоит проверить, в каких группах дети находятся в социальных сетях и обратить особое внимание на их поведение!!!
- Дети могут потратить родительские деньги в соцсетях. Как правило, юные пользователи подписываются на дорогостоящие сервисы из-за своей невнимательности и неосторожности или пользуются банковскими картами родителей, чтобы оплатить игры. (Поэтому, не нужно сохранять на домашнем компьютере, доступном ребенку, логины и пароли от финансовых сервисов).
- В интернете, помимо опасностей социальных, есть ещё опасности технические. Дети могут получить ссылки на опасные программы, которые заражают компьютеры вирусами и могут привести в поломке. Хакеры подбирают пароли к чужим страницам и «взламывают аккаунты», или мошенники создают фишинговые (поддельные) сайты и страницы для кражи чужих паролей, личных данных с целью хулиганства, вымогательства и др. (Нужно соблюдать все меры предосторожности: не открывать сообщения от неизвестных, не отвечать им, не переходить по указанным ссылкам). На сегодняшний день опасными социальными сетями являются - «Вконтакте» (самая опасная), «Одноклассники», Интернет-магазины, сайты с порнографией и эротикой, вебпочта и нелегальный софт (программа, которую используют, не имея прав на это).
Несколько советов по защите детей от угроз соц. сетей:
- Поставьте компьютер в общую комнату, компьютер не должен быть личным и стоять у ребенка в комнате.
- Контролируйте деятельность детей в Интернете с помощью современных программ, чтобы отфильтровать вредное содержание и узнать, какие сайты посещает ребенок.
- Поговорите со своими детьми-подростками о содержимом в Интернете, предназначенном для взрослых, и порнографии.
- Объясните, что Интернет - это всего лишь способ получить нужную информацию. И не все, что дети читают или видят в Интернете, правда.
- Поговорите с детьми об их опыте общения в социальных сетях. Попросите их общаться только с теми, кого они знают.
- Проследите за тем, чтобы дети не указывали полные имена, контактные данные свои и друзей, не обсуждали информацию о благосостоянии семьи или личных проблемах при общении в Интернете. Следите за тем, какие фотографии публикуют ваши дети-подростки.
- Расскажите детям об интернет-угрозах. Если им угрожают через Интернет, то они должны немедленно сообщить об этом родителям, и вы вместе найдете выход из любой сложившейся ситуации.
- Обсудите со своими детьми-подростками азартные игры в Интернете, и риски, связанные с ними.
-Научите ребенка не делать ничего в Интернете, что требует оплаты, без вашего разрешения.
Полностью оградить ребенка от Интернета было бы неправильным. Запрещать ребенку регистрацию в социальных сетях - неразумно и несовременно. Главное в безопасности ребенка, который работает в Интернете, - доверительные отношения с родителями. Станьте друзьями для своих детей: старшими, мудрыми и опытными, с которыми хочется поговорить на любую тему с удовольствием. Чаще беседуйте с детьми, читайте вместе книги, смотрите фильмы, играйте в совместные игры, отдыхайте всей семьей. Найдите для ребенка занятие по душе, предложите ему творческие и спортивные кружки, где он сможет дать выход накопившейся энергии. Только живое общение и увлекательные занятия отвлекут юного пользователя от полного погружения в виртуальную реальность.
Помните: вы – пример для ваших детей. Желая оградить ребенка от неправильного контента (информации) и сформировать верное восприятие мира, контролируйте свое поведение. Не играйте в жестокие компьютерные игры, «не пропадайте» в Интернете. Дети – отражение нас самих. В последнее время всё чаще можно услышать про «группы смерти» в социальных сетях. Детская безопасность – ответственность взрослых!
В настоящее время в социальных сетях Интернета, в частности в сети «Вконтакте», фиксируется деятельность большого количества сообществ, направленная на распространение среди детей и молодежи суицидальных идей.Они косвенно пропагандируют суицид и провоцируют детей и подростков на это. Основной целью этих групп является привлечение как можно большего количества детей с неустойчивой психикой к участию в «игре», в которой ребятам предлагается выполнить различные задания, направленные на снижение волевых и аналитических способностей, а в конечном результате - совершить акт суицида. Аудиторией являются школьники, не только находящиеся в трудных жизненных ситуациях и имеющие суицидальные склонности. В большинстве случаев изначальным мотивом участия детей в игре является бравада, любопытство, склонность к рисковому поведению. Подростки попадают в «смертельную» игру в надежде, что ничего страшного не случится и в любой момент можно «соскочить». Суть игры в том, что подросток вступает в определенную группу в соцсетях и выполняет по команде куратора несколько заданий (всего их 50). Задания разные, некоторые связаны с увечьями или опасностью: посмотреть фильм ужасов, почитать книги о суициде, вырезать лезвием на руке рисунок, пробежать перед несущимся поездом или машиной, зайти ночью в заброшенное помещение, встать в 4:20 и пойти на крышу высотки и т.д. Необходимо прислать фото или видео как доказательство. Финальный приказ – убить себя, указанным администратором способом. Кураторы «группы смерти» ловко играют на чувствах и эмоциях детей, предупреждая, что в случае выхода из «игры» они убьют родителей или других близких родственников. Они заставляют своих жертв ни с кем не общаться и держать все в секрете от родителей. Слабая и несформировавшаяся личность подростка 13-17 лет – лёгкая добыча для виртуальных маньяков, понимающих тонкости психологии. Как правило, интерес подростка к таким опасным группам - скрытый маркер ощущения внутреннего неблагополучия. Почти все трагические случаи, случившиеся с подростками, были связаны с какой–то серьезной бедой, с душевным надрывом, с реальными проблемами в семье или внутренней жизни ребенка, которые самые близкие люди по разным причинам не замечали. В современной ситуации взросления детей, когда виртуальный мир конкурирует с реальным, внимание родителей к жизни ребенка, соблюдение ряда правил и наличие определенных знаний может помочь в предотвращении неисправимого.
На что родителям необходимо обращать внимание. Наблюдайте за ребенком:
- Если ребенок внезапно стал вести себя иначе, замкнут, угнетен, раздражителен, не выпускает телефон из рук и очень много времени проводит в Интернете, в особенности ночью, то следует обсудить происходящее с ребенком.
- Подросток не высыпается, даже если рано ложится спать. Обратите внимание, спит ли ваш ребенок в ранние утренние часы.
- Если ребенок рисует китов, бабочек, единорогов, в том числе царапает их изображение у себя на руках.
- Состоит в группах, содержащих в названии следующее: «Разбуди меня в 4:20», «f57», «f58», «Тихий дом», «Рина», «Няпока», «Море китов», «50 дней до моего…» и другие.
- Ребенок закрыл «ВКонтакте» доступ к подробной информации. В переписке с друзьями есть фразы: разбуди меня в 4:20, я в игре. Опасно, если появляются цифры, начиная от 50 и меньше.
- Переписывается в вайбере и других мессенджерах с незнакомыми людьми, которые дают странные распоряжения.
- Прислушайтесь к разговорам подростка, возможно, он часто говорит о смерти, синих китах и других подобных вещах.
Что делать? Рекомендации родителям:
- Обязательно контролируйте поведение и настроение детей.
- Расспросите ребёнка о его виртуальных друзьях. Обсудите, в каких интернет-сообществах в социальных сетях он находится.
- Попросите ребёнка рассказывать о любых неприятных ситуациях, связанных с его общением в Интернете.
- Запретите выдавать свои личные данные (адрес, телефон, дорогу, по которой он ходит в школу, и прочее).
- Говорите с ним о том, что в Интернете много мошенников и преступников, которые могут обманом заставить делать разные вещи.
- Контролируйте своих детей в сети с помощью специальных программ. Они помогут вам отделить вредоносное программное обеспечение, понять, какие сайты посещал ваш ребёнок. Периодически проверяйте телефонные и интернет-переписки на общение с подозрительными людьми.
- Расскажите ребенку, что многие люди против игры «Синий кит», поскольку она опасна для жизни, а впереди еще так много интересного.
- Помните, что запрет на пользование компьютером не даёт желаемых результатов.
- Не давайте ребенку скучать, выберите вместе для посещения различные кружки, которые не только отвлекут от плохих мыслей, но и будут помогать ему становиться лучше.
Уважаемые родители! Основная профилактика таких ситуаций – это отношения в семье.
Отношения всех со всеми, а не только ребенка с родителями. Это очень важно понимать и помнить каждому члену семьи. Главной причиной попадания ребенка в «ловушку смерти» является отсутствие доверительных отношений с близкими взрослыми, безразличие родителей к изменениям и событиям, происходящим в жизни их детей. ! Внимательнее относитесь к своим детям. Ребенок не должен чувствовать себя одиноким и брошенным. Он должен искать защиту у родных, а не бродить по сети Интернет в поисках различных групп, которые, как показывает практика, могут быть смертельно опасными. ! Круг общения ребенка должен быть известен родителям. Посмотрите, какое настроение у окружения ребенка. В случае, если есть определенные сомнения в ком-то из друзей, поинтересуйтесь о них у родителей других детей. ! Будьте другом своему ребенку, интересуйтесь его увлечениями и обсуждайте возникающие у него проблемы. Постарайтесь больше времени проводить с детьми.
ПОМНИТЕ, что «смертельные квесты» только провоцируют детей на самоубийство, но причиной является депрессия! Киты, единороги, бабочки – завтра могут быть другие символы, если вы их не успеете заметить! Суицидальная игра под общим названием «Синий кит» живет в Интернете. И если родители не обратят на это свое внимание, ситуация может усугубиться. Если ребенок попадет в такую ловушку, родителям придется приложить немалые усилия, чтобы вытянуть свое чадо из неё, и вернуть его к нормальной жизни. Опасность игры «Синий кит» связана с разрушением психики ребенка, и здесь обязательно понадобится помощь психолога.
Памятка для родителей
«ЧТО ВЫ ЗНАЕТЕ О СЕКСЭСЕМЕСКАХ?»
«Сексэсэмэски» −слово, придуманное австралийской прессой несколько лет назад, оно означает использование технологий для распространения личных данных сексуального содержания. Другие слова, которые можно услышать – это «киберсексэсэмэски», «доксинг» (сбор и распространение личных данных в интернете), «селфи».
Данные могут быть любыми – начиная с интимных сообщений, фото частичной наготы, заканчивая откровенно сексуальными фотографиями и видео. Чаще всего этими данными делятся друг с другом люди, находящиеся в близких (доверительных) отношениях, но могут делиться и в группах, распространение может происходить с помощью целого спектра устройств, технологий и онлайн пространств.
Публикация фото в социальных сетях осложняет контроль над ним. Такие социальные сети как Facebook, Twitter, Вконтакте, Tumblr, Flickr, Youtubeи т.д. созданы для того, чтобы можно было загружать и делиться файлами быстро; программное обеспечение делает это для нас… и в этом проблема.
Очень тяжело узнать, куда пошли фотографии и у кого они есть. Очень быстро они могут покинуть твой социальный круг и попасть в другие.
Поэтому, важно знать о различных способах связи с сайтами социальных сетей для того, чтобы попросить их удалить определенные файлы. Но необходимо, чтобы просьба основывалась на нарушении правил и условий пользования сайтом.
Важно также знать, как самому можно изменить или удалить файлы, которые загрузил(а), но потом передумал(а). (Твоя фотография профиля в нижнем белье была смешной в определенный момент, но…).
Намеренно или случайно?
Бывает, если есть личные фотографии на телефоне, то можно случайно «поделиться» ими по электронной почте, MMS или Bluetooth не с тем человеком, но это маловероятно. Также бывали случаи, что фотографиями «делились» после того, как телефон был украден. Случайные сексэсэмэски возможны, если сознание затуманено, например, если выпивал(а) или принимал(а) наркотики или оказались под давлением других.
И все же большинство сексэсэмэсок намеренны − человек, посылающий их, делает это осознанно (позирует или ведет себя сексуально и отправляет это определенному человеку, обычно своим парню или девушке, потому что они хотят, чтобы они это увидели). Это совсем не ново, когда люди делятся интимными фотографиями себя в рамках надежных отношений. Наверняка большое количество подобных фотографий так и остаются у адресата, даже если отношения заканчиваются. Но к сожалению, зачастую мы узнаем, на что способен другой человек, только когда расстаемся.
Несколько советов для родителей, как начать непростой разговор:
- Знаешь, я слышала, что сейчас молодые люди шлют друг другу откровенные фото онлайн – как ты думаешь насколько это безопасно и могут ли быть какие-нибудь негативные последствия таких действий?
- Как ты считаешь, что подталкивает молодых людей слать сексэсэмэски?
- А если бы вдруг твой(я) друг/подруга попали в неприятную историю, связанную с сексэсэмэсками, что бы ты посоветовал(а) ему/ей сделать?
Несколько советов для родителей, что сделать, если Ваш ребенок пожаловался на проблему онлайн:
- Внимательно, не критикуя, выслушайте.
- Случившееся с ребенком должно быть признано и понято.
- Поверьте ребенку и скажите ему о том, что вы ему верите.
- Не вините ребенка в случившемся и убедитесь, что он знает это.
- По необходимости примите меры безопасности.
- Создайте атмосферу поддержки и доверия для поиска решения проблемы и выработку стратегии дальнейших действий.
Невозможно постоянно «держать ребенка за руку»,смотреть из-за плеча в экран, оберегать от всех опасностей,как в реальной жизни, так и онлайн.Только постоянной открытое общение и доверие поможет больше, чем самые строгие запреты и фильтрующие программы. Наша задача научить своих детей жить «безопасно»в таком прекрасном,но иногда «опасном» мире!
Рекомендации родителям
«профилактика игровой зависимости у подростков?»
С развитием компьютерных технологий и расширением рынка игрового программного обеспечения значительно увеличилось количество детей, увлекающихся компьютерными играми.
Виртуальный мир компьютерных игр, в которые играют дети, зачастую жесток и беспощаден, настроен враждебно к виртуальному герою. Сам же герой противостоит этому миру, имея для этого всё необходимое: силу, ум, знания, оружие, средства защиты и т.д. Ему приходится «убивать» компьютерных «врагов», а те, в свою очередь, пытаются «убить» его. Ребёнок или подросток, находясь, длительное время в такой среде, переносит законы игры в реальный мир: начинает чувствовать себя неуязвимым, считает, что большинство людей враждебно настроены, и мир в целом является более опасным, чем есть на самом деле. Такие игры для большинства детей и подростков служат поводом к неосознаваемому изменению своего отношения к миру, обществу, к себе самому, что в конечном итоге приводит к усилению дезадаптации, повышению уровня тревожности.
Времяпровождение перед монитором:
- изменяет мышление и восприятие детей, ведет к утрате способности к внутренней речи;
- быстрая смена картинок является причиной того, что для маленьких компьютерных игроманов реальная жизнь как будто замедляется: они начинают скучать на уроках;
- потеря способности различать вымысел и реальность. В некоторых случаях это может привести к психическим расстройствам.
Родителям следует также уделять внимание тому, сколько времени ребенок тратит на просмотр телевизора. Просмотр телевизионных программ детям до двух лет не рекомендуется.
Возникновение компьютерной и игровой зависимости характеризуется следующими стадиями:
- Увлечённость на стадии освоения.Она свойственна ребёнку в первый месяц после приобретения компьютера. Это необычно, забавно и чрезвычайно интересно.
В этот период долгое сидение за компьютером не превышает одного месяца, а затем интерес идёт на убыль. Может произойти нормализация режима, при котором возникают паузы, когда ребёнок переключается на что-то более для него интересное. Но если выхода из данной стадии не происходит, то возможен переход во вторую стадию.
- Состояние возможной зависимости.Сильная погружённость в игру, пребывание за компьютером более 3 часов в день, снижение уровня учебной мотивации, падение успеваемости, повышенный эмоциональный тонус во время игры, негативное реагирование на любые препятствия, мешающие игре. В общении любимой темой становиться обсуждение компьютерной игры, происходит сужение круга общения, иногда нарушение сна и прочее.
- Выраженная зависимость. Ребёнок не контролирует себя, становиться эмоционально неустойчивым, в случае необходимости прервать игру начинает сильно нервничать, реагирует эмоционально или никак.
В случае насильственного вмешательства в процесс игры, подросток может уйти из дома, много времени проводить в игровых клубах или у друзей. Неряшливость в одежде, безразличие ко всему, что не касается его увлечения, пропуски уроков, снижениеуспеваемости. Также становятся характерными тревожность и возбудимость, рассеянность, рассредоточенность внимания вне игровой деятельности. Очень сильно заметно угасание интереса к общению, происходит полная замена друзей компьютером.
Если ребёнок не получает квалифицированной помощи на данной стадии, есть опасность перейти в 4-ю стадию.
- Клиническая зависимость. Пребывание за компьютером до 16-18 часов в сутки. Периодическое расстройство желудка (без каких-либо диагностируемых диагнозов). Вероятнее всего, что молодой организм, таким образом, проявляет защитные реакции – боли и проблемы с желудочнокишечным трактом. Наблюдаются серьёзные отклонения от нормы в поведении, реакциях, неадекватная эмоциональность либо заторможенность. Наличие импульсивности в поведении, истеричность, резкая смена эмоций в их крайнем проявлении. Отсутствие эмоционального и поведенческого самоконтроля.
Подросток начинает слышать голоса, команды, взгляд отсутствующий, пустой, потухший, потеря аппетита и интереса к жизни.
Наступают необратимые изменения в мозге подростка. Нередко необходима изоляция и лечение. На данной стадии подростку необходима помощь квалифицированного психиатра, а психолог может выполнять только функцию диспетчера.
Здоровое отношение к компьютеру возникает тогда, когда родители относятся к нему не как к демону и не как к средству спасения от трудностей воспитания, а всего лишь как к одному из бытовых приборов.
Компьютерные игры всегда несовершенны. Их производители заинтересованы в том, чтобы игры продавались и менялись как можно чаще. Своеобразная цензура родителями компьютерных игр – вещь совершенно необходимая. Никто, кроме самих родителей не сможет этого сделать. Каждая игра, попавшая в руки ребёнка, должна вначале проиграться кем-то из родителей. Необходимо вникнуть в её содержание, постараться ответить на вопросы: «Что даст эта игра моему ребёнку?», «Какие качества личности она в нём разовьет?», «Есть ли в данной конкретной игре опасная для ребёнка информация и не разовьет ли она у него агрессивного стиля поведения?».
В игре не должно быть ни одного минуса. Компьютерная игра должна:
- Развивать.
- Не содержать бранных слов и выражений.
- Не формировать циничного отношения к действительности.
- Не содержать агрессивной информации.
- Не вызывать привыкания к боли, драматическим ситуациям.
- Не учить противозаконным поступкам.
- Не уродовать внешний облик человека.
- Не содержать сексуальной тематики.
Аналогичной цензуре родители должны подвергать и фильмы, которые смотрят их дети. Самый оптимальный вариант, когда родители оставляют мало времени своему ребёнку на игру в компьютерные игры, т.к. он занимается в спортивной секции, музыкальной школе, кружке и т.д.
Некоторые правила техники безопасности для родителей
- Для детей 7-12 лет компьютерная норма составляет 30 минут в день, не чаще чем 1 раз в два дня.
- Для подростков 12-14 лет – можно проводить у компьютера 1 час в день.
- От 14 до 17 лет максимальное время, проводимое ребёнком за компьютером –1,5 часа в день.
- Взрослым нежелательно работать за компьютером более 5 часов в день.
- Необходимо иметь выходной день один раз в неделю, когда за компьютер не садишься вообще.
Что делать, чтобы ребёнок не стал зависимым от компьютера?
- Родители должны познакомить своего ребёнка с временными нормами.
- Родителям необходимо контролировать разнообразную занятость ребёнка (кружки, секции, широкие интересы).
- Необходимо приобщать ребёнка к домашним обязанностям.
- Прививать ребёнку семейное чтение.
- Необходимо ежедневно общаться с ребёнком, быть в курсе возникающих у него проблем и конфликтов.
- Родители могут контролировать круг общения ребёнка. Обязательно приглашать в гости друзей сына или дочери.
- Родители должны знать место, где ребёнок проводит свое свободное время
- Учите своего ребёнка правилам общения, расширяйте кругозор ребёнка.
- Необходимо научить своего ребёнка способам снятия эмоционального напряжения, выхода из стрессовых ситуаций.
- Регулярно осуществлять цензуру компьютерных игр и программ.
- Можно приобщить ребёнка к настольным играм, научить его к играм своего детства.
- Не позволяйте ребёнку бесконтрольно выходить в интернет. Установите запрет на вхождение определённой информации.
- Обсуждайте с ребёнком отрицательные явления жизни, вырабатывайте устойчивое отношение к злу, активное противостояние тому, что несёт в себе энергию разрушения, уничтожения, деградации личности.
- Помните о том, что родители для ребёнка являются образцом для подражания. Поэтому сами родители не должны нарушать правила, которые установили для ребёнка (с учётом своих норм естественно).
- Проанализируйте сами себя. Не являетесь ли вы сами зависимыми от табака, алкоголя, телевизора? Лучший рецепт профилактики зависимости у вашего ребёнка – ваше освобождение от своей зависимости.